БАШКИРЦЕВА, МАРИЯ КОНСТАНТИНОВНА (1860-1884), русская художница. Родилась в селе Гавронцы (близ Полтавы) 11 (23) ноября 1860, в богатой аристократической семье. После того как родители разошлись, находилась под опекой деда, генерала П.Г.Башкирцева. С детства отличаясь слабым здоровьем, в 1870 была отправлена на лечение в Ниццу. Обосновавшись в 1877 в Париже, занималась в академии Р.Жюльена, испытав особое влияние Ж.Бастьен-Лепажа, который был одним из ее наставников. Побывала в Италии, Испании и Германии, трижды (1876, 1881, 1882) наезжала в Россию — на Украину, в Петербург и Москву. С 1880 выставляла свои работы в парижском Салоне, пользуясь обычно псевдонимом "Мари Константин Рюсс".
Сохранилось совсем немного ее произведений (большинство из них погибло на Украине в годы Второй мировой войны). Картины Башкирцевой, с доминирующими в них фигурами-олицетворениями, решены в духе символизма, подобно Дождевому зонтику (1883, Русский музей, Петербург), где простой мотив девочки под зонтом выглядит как будничная тайна, Весне (1884, там же), родственной поэтическим крестьянским образам Бастьен-Лепажа, или Обнаженной, сидящей верхом на стуле напротив скелета (1880-е годы, музей д’Орсе, Париж). Наивно-гордым честолюбием впечатляет Автопортрет с палитрой и арфой (1883, Художественный музей, Ницца).
Башкирцева выступала также как скульптор (Навзикая, 1882, музей д’Орсе, Париж).
В 1880 Башкирцева поместила в газете "La Citoyenne" ("Гражданка") статью в защиту женского равноправия. Наиболее интересен огромный дневник, который она вела с детства по-французски (1872-1884; опубликован, хотя далеко не полностью, в Париже в 1887; первый русский перевод вышел в 1902).
Умерла Башкирцева в Париже 31 октября 1884. Среди ее поклонников были Г.де Мопассан, безуспешно добивавшийся ее любви (см. его переписку с художницей в книге Мопассан знакомый и незнакомый, М., 1993), и М.И.Цветаева, посвятившая ей свой первый поэтический сборник (Вечерний альбом, 1910).